Чтобы взыскать просроченную задолженность, коллекторы находят различные способы взаимодействия с должниками. Они звонят, оставляют сообщения и в конце концов приходят к неплательщику домой. Разберемся, законно ли подобное поведение. Как надлежит вести себя сотрудникам коллекторских агентств (КА)? Что предпринять, чтобы немедленно прекратить токсичное, а порой, и опасное общение?
Предыстория к общению с сотрудниками коллекторских агентств — это всегда кредит, по которому человек не платит в течение длительного периода времени.
Исчерпав все попытки связаться с должником или договориться о новом графике погашения, кредитная организация обращается к коллекторским агентствам, которые просто покупают долг, заключив договор уступки прав требований (цессии).
Далее коллекторы устанавливают с заемщиками контакт. Они пишут (по правилам — не более 16 раз в месяц), отправляют голосовые сообщения, настойчиво звонят (по закону — не чаще 8 раз/мес.). Дальнейший шаг — приход к месту жительства/пребывания.
С некоторых пор деятельность коллекторов регулируется на законодательном уровне, а именно Федеральным законом № 230-ФЗ от 03.07.2016 г. Документ разрешает приход сотрудников коллекторских агентств по адресу, указанному в кредитном договоре.
Однако в этом случае есть некоторые оговорки.
На основании закона коллекторы могут наносить визиты не более 1 раза в неделю. При этом для встреч с сотрудниками коллекторских агентств отведены специальные часы:
Известно немало случаев неприемлемого и даже опасного поведения коллекторов. До принятия закона № 230-ФЗ от 03.07.2016 г. деятельность коллекторских агентств можно было назвать не иначе как преступной.
На основании вышеупомянутого закона сотрудники КА не имеют права:
Как видите, список ограничений довольно внушительный. Однако, как было упомянуто выше, даже после регулирования вопроса с коллекторами на законодательном уровне не все коллекторские агентства придерживаются установленных правил. В решении конфликтов помогают квалифицированные юристы.
Компания “Умный ход” предоставляет гарантированную юридическую защиту прав заемщиков. Сотрудники обладают обширным опытом и знаниями законодательства. Они подробно проконсультируют, защитят от назойливого внимания, помогут решить ситуацию в позитивном ключе.
До принятия закона, регулирующего деятельность коллекторских агентств, коллекторы не оставляли без внимания не только самих должников, но и их ближайшее окружение: соседей, родственников, коллег по работе, друзей. С вступлением в силу документа № 230-ФЗ информировать третьих лиц о наличии просроченной задолженности у заемщика категорически запрещено!
Однако из этого правила есть несколько исключений. Общение с третьими лицами все-таки возможно в следующих случаях:
Еще один вариант — третье лицо (родственник, друг и т.д.) выступает в роли поручителя должника.
Заметим, что сотрудникам коллекторских агентств не запрещается приходить к месту работы заемщика. Однако сделать это необходимо лишь для общения с должником. Передавать информацию третьим лицам (бухгалтерского отделу, коллегам) запрещается.
Кроме того, коллекторы не имеют права публиковать личные данные должников на просторах интернета. Например, информация о долге неплательщика не может появиться в социальных сетях: в переписке с контактами заемщика, в ленте событий и т.д.
Договорившись о личном общении с сотрудниками КА или просто зная, что указанные личности могут вас навестить, настройтесь на спокойный, но уверенный тон беседы. Держите под рукой мобильный телефон, чтобы в любой момент быстро начать запись разговора или вызвать правоохранительные органы.
Итак, ваши действия при обнаружении рядом с домом/квартирой коллектора будут следующими:
Ни в коем случае:
Прежде всего, в случае совершения коллекторами противоправных мероприятий в момент встречи необходимо вызвать полицию. Однако подобное действие будет иметь разовый и кратковременный эффект. Сотрудники просто сбегут, не дождавшись приезда правоохранительных органов, чтобы в будущем снова вернуться и продолжить давление.
Добиться изменения ситуации и положительного исхода помогут более серьезные действия. Во-первых, необходимо подготовить доказательную базу для соответствующих органов. Снимите на видео противоправные действия, которые совершают коллекторы, распечатайте переписку, периодичность звонков, соберите показания свидетелей и т.д.
Далее необходимо обратиться в прокуратуру, полицию (если имеют место побои, порча имущества, преследования и т.д.). Таким образом, должник сможет привлечь коллектора к уголовной или административной ответственности, получить компенсацию за причиненный ущерб (материальный, моральный) или полученный вред здоровью.
Также для привлечения агентства к ответственности следует обратиться в ФССП. Это главный орган, контролирующий деятельность коллекторов. На практике немало случаев, когда коллекторское агентство было оштрафовано за превышение полномочий, установленных федеральным законом № 230-ФЗ. Такие меры оказывались эффективными.
Чтобы оградить себя от общения с коллекторами, следует заблокировать номера телефонов сотрудников КА, а также поставить определитель номера. Также можно получить законный запрет на взаимодействие с соответствующими лицами. Для этого потребуется заполнить заявление о взаимодействии через адвоката и направить его с уведомлением о вручении в агентство и кредитору.
Передача жилого объекта с нарушением сроков - довольно распространенная ...
Освобождение от долга через банкротство - одно из самых популярных решений ...
Составление расписки - разумное решение в ситуации одалживания денежных ...
Как правило, должники испытывают страх перед встречей с сотрудниками ФССП, ...